Что такое ЕГАИС?

ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система. Проще говоря, программа для государственного контроля над производством и продажей спиртных напитков.

Согласно федеральному закону, до 1 июля 2016 года (для сельских поселений с 1 июля 2017 года) все розничные магазины должны подключиться к системе для государственного контроля над производством и продажей спиртных напитков – ЕГАИС. Для продажи алкоголя необходимо установить на своих кассах программный модуль, с помощью которого данные о продаже алкоголя автоматически передаются в единую систему.




Как это работает?


На каждой бутылке с алкоголем есть специальная марка. На неё нанесён двумерный штрихкод PDF417 с подробной информацией о производителе, лицензии, дате розлива и другими характеристиками напитка. Для распознавания двумерного штрихкода необходим 2D сканер. Он считывает с марки информацию, система её обрабатывает и передаёт на сервер Росалкогольрегулирования (ФСРАР).




Как подготовиться к ЕГАИС?

Если Ваша торговая точка еще не автоматизирована, предлагаем Вам ознакомиться с минимально возможной стоимостью автоматизации небольшого розничного магазина с возможностью учёта продаж алкогольной продукции.


Приобрести носитель JaCarta SE PKI/ГОСТ
— 1967 руб.
Приобрести Квалифицированную Электронную Подпись (КЭП)
— 3000 руб.
Получить на сайте https://egais.ru сертификат для установки защищенного соединения системой ЕГАИС
— Бесплатно
Получить на сайте https://egais.ru дистрибутив ПО ЕГАИС
— Бесплатно
Приобрести 2D сканер для сканирования акцизных марок
— от 11 000 руб.
Провести работы по обновлению кассовой программы
— Цена зависит от Вашего программного обеспечения





Зачем подключаться сейчас?

Те предприятия, которые подключатся к ЕГАИС ранее срока, утверждённого законопроектом, получат возможность ведения журнала учёта алкогольной продукции в автоматическом режиме с использованием программно-технических возможностей системы.


А если не подключаться?

В соответствии с 182-ФЗ, подписанным Президентом 29-ого июня 2015 года, к ЕГАИС могут не подключаться:

  1. производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объёмом не более 300 тысяч декалитров в год;
  2. производители вина и игристого вина (шампанского) из собственного винограда;
  3. организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции (в части фиксации продаж);
  4. организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.



Требования к чекам на алкогольную продукцию

Вместе с чеком покупателю нужно выдавать слип с QR-кодом. Покупатель может отсканировать код, перейти по ссылке в интернете и прочитать информацию о напитке на сайте ЕГАИС. «ЕГАИС Розница» самостоятельно выводит на слип нужную информацию. Дополнительных программ для печати чеков устанавливать не нужно.


Зачем это нужно?

С помощью кода на чеке и мобильного телефона покупатель сам сможет проверить законность, а значит качество купленной продукции. Благодаря этому QR-коду магазин сможет позиционировать себя, как ответственного поставщика качественной продукции населению, которому можно доверять.




Подтверждение факта закупки поставщику

Уже с 1 января 2016 г. розничным предприятиям необходимо по месту осуществления деятельности организовать автоматизированный процесс подтверждения факта закупки поставщикам алкогольной продукции, пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и другой спиртосодержащей продукции. Для этого необходимо, чтобы применяемые товароучётные или кассовые системы были доработаны для взаимодействия с модулем ЕГАИС (УТМ).

ТТН от поставщика торговой точкой может быть:

  • полностью подтверждена (принята)
  • полностью отклонена (отказ от поставки)
  • при расхождении факта поставленного товара с данными ТТН будет оформлен акт расхождений.

Можно ли будет продавать без 2D cканера пиво, сидр, медовуху?

Да,можно. Но для продажи крепкого крепкого алкоголя в ЕГАИС необходима установка сканера для чтения двумерных штрихкодов PDF417. Например, Сканер DS9208-SR4NNR01BE, Сканер 2D кодов Opticon M10 USB, Gryphon GPS4490, Сканер Datalogic Magellan 1100i 2D, Сканер Argox AS-9500 RS(2D).

В случае сбоя в работе...

В случае сбоя в работе системы программа ЕГАИС переходит в офлайн-режим, накапливая данные для отправки серверу после восстановления работоспособности. Срок задержки передачи – не более трёх дней. Однако этот срок не окончательный. Он установлен на время тестовой работы ЕГАИС. Далее он может быть пересмотрен как в большую, так и в меньшую сторону в соответствии с качеством связи в месте работы торговой точки.

Как можно облегчить работу в условиях ЕГАИС?

Для пользователей программных продуктов АСТОР соблюдать законодательство будет значительно проще. Все Типовые Отраслевые Решения АСТОР адаптированы под законодательство РФ, и в них присутствует весь необходимый набор инструментов для работы с алкогольной продукцией: ведется журнал учета продаж алкогольной продукции, и есть возможность получать отчетность по остаткам и оборотам данной категории товаров. А также, в соответствии с требованиями законодательства, в системах АСТОР формируется вся необходимая регламентированная бухгалтерская отчетность для декларирования производства и оборота алкогольной продукции:

  • Производство и оборот этилового спирта
  • Использование этилового спирта
  • Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Использование алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Закупка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Розничная продажа алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции
  • Розничная продажа пива и пивных напитков

Все формы регламентированных отчетов соответствуют нормам установленным законодательством РФ. Типовые отраслевые решения АСТОР для розничной торговли и ресторанного бизнеса позволяют выгружать готовую алкогольную декларацию, что существенно облегчает процедуру оформления.